открыть текст
Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936)
Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Первая в мире колонная станция глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперек центрального зала колонны расперты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов - сборная чугунная.
Архитектор: Алексей Николаевич Душкин
Инженеры-конструкторы: Е.М.Гринзайд, Р.А.Шейнфайн
Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).
Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня "орлец" и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор "уфалей" и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором "уфалей" (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему "Сутки страны Советов".
Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам "сталинской неоклассики", которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным "ар деко". Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году – проект станции был удостоен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию "Маяковская" в список памятников истории и культуры местного значения.
Во время Великой Отечественной войны станция "Маяковская" стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время – одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!
Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского (архитектор Д.Н.Чечулин). Архитекторы вестибюля А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг, Ю.П.Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.
Выход в город на Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
Второй выход со станции "Маяковская"
Авторы-архитекторы: Н.И.Шумаков, Г.С.Мун, при участии Я.В.Мун
2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и будет встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т.д.
Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы ранее примененные материалы в отделке станции - мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов - полированный гранит.
Для информации пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.
Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор – Александр Павлович Кибальников) перенесен в новый вестибюль.
Из кассового зала по большому тоннелю с трехленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее по малому эскалатору - на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю. Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основной составляющей объекта. Тема – та же, что и на станции – небо. Но если у Дейнеки – "Сутки советского неба", то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях – ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами – белой и черной, праздник, радуга, все пронизано цитатами из Маяковского: "и небо, в дымах забывшее, что голубо", "грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев", "и никаких гвоздей"…
Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства решен лаконичными способами. Купола и свод вестибюля – подсветка на кронштейнах, все остальное пространство – модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землей.
[источник]
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936)
Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Первая в мире колонная станция глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперек центрального зала колонны расперты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов - сборная чугунная.
Архитектор: Алексей Николаевич Душкин
Инженеры-конструкторы: Е.М.Гринзайд, Р.А.Шейнфайн
Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).
Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня "орлец" и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор "уфалей" и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором "уфалей" (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему "Сутки страны Советов".
Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам "сталинской неоклассики", которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным "ар деко". Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году – проект станции был удостоен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию "Маяковская" в список памятников истории и культуры местного значения.
Во время Великой Отечественной войны станция "Маяковская" стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время – одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!
Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского (архитектор Д.Н.Чечулин). Архитекторы вестибюля А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг, Ю.П.Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.
Выход в город на Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
Второй выход со станции "Маяковская"
Авторы-архитекторы: Н.И.Шумаков, Г.С.Мун, при участии Я.В.Мун
2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и будет встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т.д.
Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы ранее примененные материалы в отделке станции - мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов - полированный гранит.
Для информации пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.
Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор – Александр Павлович Кибальников) перенесен в новый вестибюль.
Из кассового зала по большому тоннелю с трехленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее по малому эскалатору - на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю. Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основной составляющей объекта. Тема – та же, что и на станции – небо. Но если у Дейнеки – "Сутки советского неба", то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях – ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами – белой и черной, праздник, радуга, все пронизано цитатами из Маяковского: "и небо, в дымах забывшее, что голубо", "грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев", "и никаких гвоздей"…
Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства решен лаконичными способами. Купола и свод вестибюля – подсветка на кронштейнах, все остальное пространство – модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землей.
[источник]
- станция метро "Маяковская" // 18 июня 2019
- метро Маяковская (вход) // 3 февраля 2019
- метро "Маяковская" // 17 ноября 2018
- Станция метро Маяковская, выход (новый) // 30 мая 2018
- метро Маяковская вход // 8 ноября 2017 г.
- Станция метро Маяковская 7/09/2017
- И так с 6 утра и до полуночи... // 2017
- Станция метро "Маяковская" закрыта // 18.10.2014
- Станция метро "Маяковская", новый вестибюль // октябрь 2014
- Станция метро "Маяковская" // октябрь 2014
- Альбом Маяковская // 5 октября 2014 ФОТО
- Альбом Маяковская // 18 октября 2014 ФОТО
- Пульт управления эскалаторами на станции метро "Маяковская" // 2014